Николаевский Клобуков женский монастырь
Летопись
Святые монастыря
Святыни монастыря
Фотогалерея
Видео
Новости монастыря
Помощь сестрам
Контакты
Поиск
на сайте
в православном
интернете
в каталоге
Христианство.ru
в Яндекс

ОБРАЗ ФЕОДОРОВСКОЙ ИКОНЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ 14 марта (27 н.с.) и 16 августа (29 н.с)

Феодоровская-Костромская икона Божией Матери была написана евангелистом Лукой. По иконографии она близка к Владимирской иконе Божией матери.

Икона Божией Матери Феодоровская в г.Кашине - с Крестным ходом из Костромы Название иконы было дано великим князем Ярославом Всеволодовичем, отцом святого Александра Невского, который в святом крещении носил имя Феодор – в честь святого Феодора Стратилата. Придание гласит, что она была обретена его старшим братом, святым Юрием Всеволодовичем на ветхой часовне, выполненной из дерева, расположенной неподалеку от старинного города Городца. Спустя некоторое время на этом месте устроили Городецкий Феодоровский монастырь. После погибели князя Юрия в сражении с татарами князем Владимирским стал Ярослав-Феодор. Спустя год, в 1239-м, мощи князя Юрия торжественно перенесли из Ростова в Успенский собор Владимира, а иконой, оставшейся от брата, Ярослав благословил своего сына, святого Александра Невского. В этот же год он вступил в законный брак с полоцкой княжной Брячиславой.

Ярослав-Феодор после себя оставил значительную память в истории Руси. С ним, продолжателем традиций празднования отца Всеволода Большое Гнездо и святого Андрея Боголюбского, связываются практические все самые значимые события в русской истории первой половины тринадцатого века. В наследство ему досталась Русь, которая была сожжена и разграблена татарами в 1237-1238 годах, однако ему удалось поднять ее из пепла, отстроить и украсить города, святые обители и храмы. Также он восстановил опустошенные врагами города Поволжья: Городец, Кострома, Кашин, Углич, Ярославль. Церковь Феодора Стратилата, расположенная в Костроме, а также Феодоровский монастырь неподалеку от Городца были основаны им в честь своего Ангела. Великое его княжении продлилось всего восемь лет, однако за это время он успел направить страну на верный путь того времени – военно-политическое равновесие с Золотой Ордой в восточной части и активное противостояние католическое Европы с западной стороны. Самым близким продолжателем и сподвижником его государственного дела являлся родной сын, святой Александр Невский.

Икона Божией Матери Феодоровская в г.Кашине - с Крестным ходом из КостромыЧудотворная Феодоровская икона Божией Матери всегда находилась при святом Александре, она была его моленным образом. После смерти князя 14 ноября 1263 года икону взял его младший брат Василий, который был восьмым сыном Ярослава Всеволодовича.

После отравления отца в 1246 году, Василий стал князем костромского удела – самого незначительного во владениях района своего отца. Однако в 1272 году Богом ему было суждено стать великим князем Владимирским. Его княжение продолжалось четыре года, до 1276-го, и сопровождалось обычными для того периода княжескими междоусобными бранями. На протяжении нескольких лет он воевал за Новгород против непокорного племянника Димитрия Александровича. В связи с этим, став великим князем, Василий решил не ехать во Владимир, а остаться под надежной защитой чудотворной иконы в Костроме, выбрав это место как самое надежное в случае новых усобиц.

Помимо этого ему пришлось встать на защиту Руси и от внешних врагов. Во время очередного набега татар в 1272 году русское войско вышло из Костромы навстречу неприятелям. Как и дед, святой Андрей Боголюбский, бравший с собой в походы чудотворную Владимирскую икону Божией Матери, Василий отправился в бой с чудотворной иконой Феодоровской. От святого образа исходили яркие лучи. В итоге схватки татары были изгнаны из Русской земли.

Летописи гласят о том, что великий князь Василий пропитался к Церкви и духовенству особой любовью. После мучительной гибели епископа Владимирского Митрофана во время штурма татарами Владимира 4 февраля 1238 года на протяжении долгих лет Владимирская епархия была вдовствующей, что очень печалило великого князя Василия. В 1274 году на территории Владимира при участии князя Василия прошел большой церковный Собор. Поводом проведения стала хиротония епископа Владимирского святителя Серапиона из Печерских игуменов митрополитом Кириллом Третьим и собором русских святителей. Соборные деяния были довольно широки – это был первый Собор в Русской Церкви со времен нашествия татар. С того периода в церковной жизни накопилось большое количество проблем и неурядиц, а сама Церковь лишь понемногу вправлялась от настигшего ее бедствия. Однако главной задачей было возродить русскую церковную письменность, восстановить традиции древнерусского «княжеского строения». Спасительное делание Церкви было просто невозможно проводить без книг, они требовались и для Богослужения, и для келейного вразумление иноков, и для проповедничества, и для домашнего чтения верующих. Благодаря усердному труду митрополита Кирилла, а также русских эпископов и иноков-книжников при монастыре данная задача была успешно выполнена. Собором была принята новая редакция Кромчей книги, которая основывалась на каноническом кодексе православной церковной жизни.

Князь Василий завершил свой жизненный путь в 1276 году. Его важнейшие вехи были осенены благословением Феодоровской иконы Божией Матери. Смерть настигла его на территории Костромы, где он и обрел последнее упокоение. С тех пор святая икона пребывала в Костромском соборе святого Феодора Стратилата.

Восстановление памяти Феодоровской иконы Божией Матери и ее широкое распространение и почитание во всей России в первую очередь связано с событиями начала семнадцатого века, когда подошли к концу Смутные времена. В 1613 году при помощи чудотворной Феодоровской иконы из Костромского собора благословили Михаила Романова, избирая его на царствование. 14 марта, в память этого события, было установлено повсеместное празднование иконе Феодоровской Богоматери. Тогда же появились списки с Костромской Феодоровской иконы. Один из первых заказали и перенесли в Москву для матери царя Михаила – инокине Марфе. Во второй половине семнадцатого века распространились иконы Феодоровской Божией Матери с клеймами, где были изображены события из истории чудотворного образа.

Иеродиакон Костромского Ипатьевского монастыря Лонгин в 1670 году написал «Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме», однако не все имеющееся в них сведения полностью совпали с изложенным выше, народная память обладает своей хронологией и законами.

Феодоровская икона является двухсторонней. На обратной стороне изображен образ святой великомученицы Параскевы, которая облечена в богатое княжеское одеяние. Считается, что размещение образа Параскевы на обороте иконы напрямую связано с законной супругой святого Александра Невского.

В 2004-м году чудотворная Феодоровская икона была перемещена с Крестным ходом в город Кашин. Здесь освятили список с костромской иконы Феодоровской, который находится в Свято-Никольском монастыре на самой чудотворной иконе. На месте события проводилась видеосъемка, с которой можно ознакомиться в разделе «Видео» на нашем сайте.


Свято-Никольский Клобуков женский монастырь:

Адрес обители для почтового перевода и паломничеств:
171600, Тверская обл., г. Кашин, ул. Смычка, 14,
Свято-Никольский Клобуков монастырь,
монахине Анне (Топорковой Юлии Ефимовне.)
тел. монастыря: 8 (08234) 23500


Кооперативная квартира в наследство