Николаевский Клобуков женский монастырь
Летопись
Святые монастыря
Святыни монастыря
Фотогалерея
Видео
Новости монастыря
Помощь сестрам
Контакты
Поиск
на сайте
в православном
интернете
в каталоге
Христианство.ru
в Яндекс

Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец

Родился Николай святитель во второй половине третьего века на территории города Патары, расположенного в области Ликии в Малой Азии. Его родители Нонна и Феофан были родом из благородной семьи и довольно зажиточными, что совершенно не было помехой стать благочестивыми христианами, которые были милосердны с нищим и усердны к Богу.

До глубокой старости у них не было детей. Они просили Всевышнего дать им сына в непрестанной и горячей молитве, обещая посвятить его Божиему служению. Их молитвы были услышаны: Господь даровал им сына, который во время крещения получил имя Николай, что на греческом языке означает «побеждающий народ».

В первые несколько дней после своего рождения святитель Николая показал родителям, что он действительно предназначен на особое служение Богу. До сегодняшних дней сохранилось придание, что в процессе крещения, когда обряд был довольно длительно, он, не поддерживаемый никем, простоял в купели на протяжении трех часов. Буквально с первых дней святитель Николай начал следовать строгой подвижнической жизни, которой он и остался верен до самой смерти.

Необычное поведение ребенка показало родителям, что он будет великим Угодником Божиим. По этой причине они особое внимание обратили на его воспитание и старались в первую очередь внушить своему чаду все истины христианства и направить его на праведную жизнь. Спустя некоторое время отрок постиг, благодаря богатым дарованиям, руководимых Святым Духом, книжную премудрость.

Успевая обучаться, отрок Николай также не забывал и о благочестивой жизни. Ему совершенно не нравились пустые разговоры сверстников: заразительный пример товарищества, который ведет к чему-то худшему, ему был неинтересен.

Стараясь полностью избегать суетные греховные развлечения, отрок Николай отличался своим примерным целомудрием и сторонился ото всяких нечистых помыслов. Почти все свое время он проводил за чтением Священного Писания, в подвигах молитвы и поста. Он питал такую огромную любовь к храму Божию, что порою проводил там целые дни и ночи в богомысленной молитве и чтении божественных книг.

Благочестивая жизнь юного Николая скоро стала известной всем жителям города Патары. Епископом в этом городе был его дядя, по имени тоже Николай. Заметив, что племянник выделяется среди других молодых людей добродетелями и строгой подвижнической жизнью, он стал уговаривать родителей отдать его на служение Господу. Они охотно согласились, потому что еще перед рождением сына дали такой обет.

Дядя епископ посвятил его в пресвитера. При совершении над святителем Николаем Таинства священства, епископ, исполненный Духа Святого, пророчески предсказал народу великое будущее Угодника Божиего: “Вот, братие, я вижу новое солнце, восходящее над концами земли, которое явится утешением для всех печальных. Блаженно то стадо, которое удостоится иметь такого пастыря! Хорошо, он будет заниматься паствой заблудших луш, питая их на пажитях благочестия; и всем, находящимся в бедах, явится теплым помощником!”

Приняв сан священника, святитель Николай начал следовать еще более строгой подвижнической жизни. В глубоком смирении он совершал все свои духовные подвиги наедине. Однако Промыслу Божию было угодно, чтобы добродетельная жизнь святителя направляла на путь истинный и других людей.

Дядя епископ направился в Палестину, а управление епархией было поручено племяннику пресвитеру. Он всею душой своей отдался выполнению труднейших обязанностей епископского управления. В своей пастве он сделал много добра, проявляя при этом широкую благотворительность. К тому времени его родителей уже постигла смерть, они оставили ему богатое наследство, которое он целиком направил на помощь неимущим. Следующий случай говорит о его крайнем смирении. В Патарах жил тогда один очень бедный человек, у которого были три красавицы дочки. Он был так беден, что у него не было возможность выдать замуж своих дочерей. До чего же может довести нужда человека, который недостаточно проникся христианским сознанием!

Несчастный отец пришел к ужасающей мысли – пожертвовать честью своих дочерей и извлечь средства из их красоты, необходимые для приданного.

Однако, к счастью, в их городе был добрый пастырь, святитель Николай, бдительно следивший за нуждами своей паствы. Получив от Господа откровение о преступном намерении отца, он решил избавить его от телесной нищеты, чтобы тем самым спасти его семейство от духовной гибели. Он задумал оказать благодеяние так, чтобы абсолютно никто не ведал о нем, как о благодетеле, не знал даже тот, кому он сделал добро.

Взяв с собою большой узел с золотом, ровно в полночь, когда все спали и не могли его видеть, он подошел к хижине несчастного отца и через окно бросил внутрь золото, а сам поспешно возвратился домой. Утром следующего дня отец нашел золото, но не мог ведать, кто был его тайным благодетелем. Решив, что Сам Промысел Божий послал ему эту помощь, он возблагодарил Господа и вскоре смог выдать замуж старшую дочь.

Святитель Николай, увидев, что его благодеяние принесло свой плод, принял решение довести его до конца. В одну из следующих ночей он тайно бросил в окно хижины старца еще один мешок с золотом.

Вскоре отец выдал замуж и вторую свою дочь, твердо веруя, что Господь таким образом окажет милость и его третьей дочери. Однако он решил любыми путями узнать, кто является тайным благодетелем и от души поблагодарить его. Он не спал ночами, выжидая его прихода.

Ему пришлось ждать не слишком долго: вскоре пришел и в третий раз добрый пастырь Христов. Услышав звон упавшего золота, отец поспешно вышел из дома и догнал своего тайного благодетеля. Узнав в нем святителя Николая, он пал ему в ноги, целовал их и благодарил за освобождение от духовной гибели.
По возвращении дяди из Палестины, святитель Николай сам собрался туда же. В пути на корабле он проявил дар глубокого прозрения и чудотворения: предвозвестил наступающую жестокую бурю и силой своей молитвы усмирил ее. Вскоре здесь же на корабле он совершил великое чудо, воскресив юношу матроса, который упал с мачты на палубу и разбился насмерть. В пути корабль часто приставал к берегу. Святитель Николай везде приложил заботы к врачеванию недугов местных жителей: одних исцелил от неизлечимых болезней, из других изгнал мучивших их злых духов, иным, наконец, подал утешение в скорбях.

После прибытия с Палестину святитель Николай поселился недалеко от Иерусалима, на территории селения Бейт-Жала, которое находится прямо на пути в Вифлеем. Каждый житель этого благословенного места является православным, а в округе имеется две православные церкви, одна из которых называется во имя святителя Николая. Расположилась она на том месте, где когда-то проживал святитель в пещере, теперь выступающей в качестве места для поклонения.

Существует придание, что в ходе посещения святых мест Палестины, святитель Николай захотел в одну из ночей помолиться в храме. Когда он подошел к дверям, запертым на замок, они Чудесной Силой отварились, чтобы Божий Избранник смог войти в храм, чтобы исполнить неутолимое желание своей души.

Воспламенев любовью к Божественному Человеколюбцу, святитель Николай возымел желание навсегда остаться в Палестине, удалиться от людей и втайне подвизаться перед Небесным Отцом.

Однако Господу было угодно, чтобы светильник веры ярко освещал Ликийскую страну, а не оставался под спудом в пустыне. В результате, по изволению свыше, благочестивый пресвитер отправился обратно на родину.

Желая удалиться от суеты мирской, святитель Николай отправился не в Патары, а в Сионскую обитель, основанную его дядей епископом, где он был принят братиею с большой радостью. В тихом уединении монашеской кели он думал остаться на всю жизнь. Но наступило время, когда великий Угодник Божий должен был выступить верховным руководителем Ликийской Церкви, чтобы просвещать людей светом евангельского учения и своей добродетельной жизнью.

Однажды, стоя на молитве, он услышал глас: “Николай! Ты должен вступить на служение народу, если хочешь получить венец от Меня!”

Пресвитера Николая окутал священный ужас: что именно приказывает ему сделать чудный глас? «Николай! Данная обитель не та нива, где ты можешь принести плод, который Я от тебя ожидаю. Уйди отсюда и отправься в мир, к людям, чтобы прославилось в тебе Мое имя!».

Следуя этому велению, святитель Николай удалился из своей обители и выбрал в качестве места жительства большой город Миры, столицу и митрополию Ликийской земли, где его никто не знал, что давало ему возможность избежать мирской славы. Он жил как нищий, не имел места, где можно приклонить голову, однако неизбежно посещал все церковные службы. По мере того, как Угодник Божий смирял себя, Господь, возвышающий смиренных и унижающий гордых, возвышал его.

Спустя некоторое время архиепископа всей Ликийской страны Иоанна постигла смерть. Для того, чтобы избрать нового архиепископа, собрались все местные архиереи в Миры. К избранию умных и честных людей было предложено много кандидатур, однако общего согласия добиться не удалось. Господь сулил для занятий данной должности более достойного мужчину, чем те, которые находились в этой среде. Епископы усердно молились и просили в своих молитвах указать лицо, которое будет наиболее достойно.

Одному из старейших епископов явился в видении муж, озаренный неземным светом, и повелел в эту ночь стать в притворе храма и заметить, кто первый придет в храм на утреннее богослужение: это и есть угодный Господу муж, которого епископы должны поставить своим архиепископом; открыто было и имя его — Николай.

Получив сие божественное откровение, старец епископ сообщил о нем другим, которые, в чаянии милости Божией, еще усилили свои молитвы.

С наступлением ночи старец епископ стал в притворе храма, ожидая прибытия избранника. Святитель Николай, встав с полуночи, пришел в храм. Его остановил старец и спросил его имя. Он тихо и скромно ответил: “Называюсь я Николай, святыни твоея раб, владыко!”

Исходя из имени и глубокому смирению прибывшего, старец понял, что и есть избранник Божий. Взяв его за руку, он отвел его в собор епископов. Все присутствующие с радостью приняли его и поставили в середину храма. Несмотря даже на то, что за окном была ночь, весть о чудесном избрании вмиг пронеслась по городу; собралось множество людей. Старец епископ, сподобившийся видению, молвил всем: «Примите, братие, пастыря своего, которого послал для вас Святой Дух и которому поручил он управление вашими душами. Суд Божий, а не человеческий собор поставил его. Теперь у нас есть тот, кого мы ждали. Мы обрели и приняли, кого искали. Под его руководством мы может смело надеяться предстать Господу в день Его славы и суда!».

Во время вступления в управление Мирликийской епархией, святитель Николай сказал сам себе: «Николай, теперь твой сан и твоя должность обязывают тебе на то, чтобы ты всецело жил для других, а не для себя!».

Теперь он не стал скрывать свои добрые дела для блага паствы и для прославления имени Божиего; но был, как всегда, кроток и смирен духом, незлоблив сердцем, чужд всякой надменности и своекорыстия; соблюдал строгую умеренность и простоту: носил простую одежду, питался лишь постной пищей один раз в сутки — вечером. Целый день великий архипастырь вершил дела пастырского служения и благочестия. Двери его дома всегда были открыты для всех: каждого он принимал с любовью и радушием, являясь для сирот отцом, для нищих — питателем, для плачущих — утешителем, для притесненных — заступником. Паства его процветала.

Но приближались дни испытаний. Церковь Христова подверглась гонениям императора Диоклетиана (285—30 гг.). Храмы разрушались, божественные и богослужебные книги сжигались; епископы и священники заключались в темницы и предавались пыткам. Все христиане подвергались всяческим обидам и мучениям. Гонение дошло и до Ликийской Церкви.

В эти трудные дни святитель Николай поддерживал в вере свою паству, при этому открыто и громко проповедуя имя Бога, за что и был в результате заключен в темницу, где продолжал укреплять веру среди присутствующих в ней заключенных и утверждал их в крепком исповедании Господа, чтобы они в любой момент были готовы пострадать за Христа.

Преемник Диоклетиана Галерий остановил гонения. Святитель Николай после выхода из темницы снова занял Мирликийскую кафедру и с еще большим упорством посвятил свою жизнь высоким обязанностям. Особенно он прославился благодаря своей ревности по утверждению Православной веры и искоренению ересей и язычества.

Церковь Христова от ереси Ария особенно сильно пострадала в начале четвертого века. Он полностью отвергал Сына Божия, не признавая Его Единосущным Отцу.

Желая водворить в стаде Христовом мир, потрясенный ересью Ариева лжеучения. Равноапостольный император Константин созвал Первый Вселенский Собор 325 года на территории Никеи, где под императорским председательством собрались триста восемнадцать архиереев; здесь было подвергнуто осуждению учение Ария и его последователей.

Особенно подвизались на этом Соборе святитель Афанасий Александрийский и святитель Николай. Прочие святители защищали Православие помощью своего просвещения. Святитель Николай же защищал веру самою же верою — тем, что все христиане, начиная с Апостолов, веровали в Божество Иисуса Христа.

Существует придание, что в ходе одного из соборных заседаний, не выдержав богохульства Ария, святитель Николай ударил еретика по щеке. Отцы Собора расценили такой поступок, как излишек ревности и лишили святителя Николая преимущества его архиерейского сана – омофора и решили заключить его в тюремную башню. Однако совсем скоро они увидели правоту святителя Николая, тем более, что у многих из них были видения, когда перед их глазами Господь наш Иисус Христос подавал святителю Николаю Евангелие, а омофор на него возлагала Пресвятая Богородица. Они приняли решение освободить его из заключения и вернуть прежний сан, при этом прославив его как великого Угодника Божьего.

Местное предание Никейской Церкви верно хранит память о святителе Николае, а также неожиданного выделяет его из трех сотен и восемнадцати отцов, считающих всех своими покровителями. Даже турки-мусульмане поистине глубокого уважают святителя и до сегодняшнего дня хранят темницу, где когда-то был заключен этот великий человек.

После возвращения из Собора святитель Николая продолжил свою благотворную пастырскую деятельность и занимался устройством Церкви Христовой: утверждал христиан в вере, обращал язычников к истинной вере, вразумлял еретиков и спасал их тем самым от гибели.

Заботясь о духовных нуждах своей паствы, святитель Николай не пренебрегал удовлетворением их телесных потребностей. Когда в Ликии наступил великий голод, добрый пастырь, с целью спасти голодающих, сотворил новое чудо: один торговец нагрузил большой корабль хлебом и накануне отплытия куда-то на запад увидел во сне святителя Николая, который повелел ему доставить весь хлеб в Ликию, ибо он покупает у него весь груз и дает ему в задаток три золотые монеты. Проснувшись, купец был очень удивлен, найдя зажатыми у себя в руке действительно три золотые монеты. Он понял, что это было повеление свыше, привез хлеб в Ликию, и голодающие были спасены. Здесь он рассказал о видении, и граждане по его описанию узнали своего архиепископа.

Еще при жизни своей святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осужденных и избавитель от напрасной смерти.

Во время царствования Константина Великого в стране Фригия произошел мятеж. Чтобы усмирить его царь отправил туда войско под руководством трех воевод: Эрпилиона, Непотиана, а также Урса. Их корабли прибило к берегам Ликии бурей, из-за чего им пришлось долго стоять. Припасы подходили к концу, и они стали грабить мирное население, оказывающие сопротивление. В результате произошла жестокая схватка неподалеку от города Плакомат. Узнав эту весть, святитель Николая прибыл туда лично и остановил вражду, после чего вместе с тремя воеводами отправился на территорию Фригии, где при помощи доброго слова и увещевания, избежав применения военной силы, усмирил мятеж. В этом месте ему поведали, что в период, когда он отсутствовал, градоправитель Евстафий из города Миры невинно осудил трех граждан на смертную казнь, который оклеветали враги. Святитель Николая тут же отправился в Миры, а и с ним – и трое царских воевод, которым полюбился этот добрый архиерий, оказавший им услугу.

В Миры прибыли они в самый момент казни. Палач уже заносит меч, чтобы обезглавить несчастных, но святитель Николай властной рукой вырывает у него меч и повелевает освободить невинно осужденных. Никто из присутствующих не осмелился противиться ему: все поняли, что творится воля Божия. Трое царских воевод дивились сему, не подозревая, что вскоре и им самим понадобится чудесное заступничество святителя.

Возвратившись ко двору, они заслужили почет и благосклонность царя, чем вызвали невероятную вражду и зависть от других царедворцев, оклеветавших перед царем этих трех воевод, будто они пытались захватить власть. Завистливые клеветники сумели убедить царя: трое воевод были заключены в темницу и осуждены на смерть. Тюремный сторож предупредил их, что казнь должна состояться на другой день. Невинно осужденные стали горячо молиться Богу, прося заступничества через святителя Николая. В ту же ночь Угодник Божий явился во сне царю и властно потребовал освобождения трех воевод, угрожая поднять мятеж и лишить царя власти.

«Кто ты, что смеешь угрожать и требовать у царя?»

«Я – Николай, Мир Ликийских Архиепископ!»

После пробуждения царь стал думать о своем сне. В эту же ночь святитель Николая явился и начальнику города Евлавию, с требованием освободить невинно осужденных.

Царь призвал к себе Евлавия, и узнав, что у него было такое же видение, приказал привести трех воевод.

«Какое колдовство вы делаете, чтобы у меня и Евлавия во сне были видения?», - спрашивал царь

«Мы никакого колдовства не делаем, - молвили воеводы, - однако раньше сами видели, как этот архиерий спас невинных людей от смертной казни в Мирах!».

Царь приказал заняться рассмотрением их дела и, убедившись в том, что они не виновны, отпустил на свободу.

Святитель во время своей жизни оказывал помощь людям, даже совсем его не знавшим. Однажды корабль, плывший из Египта в Ликию, был застигнут сильнейшей бурей. Сорвало на нем паруса, сломало все мачты, а волны готовы были целиком поглотить корабль, который был просто обречен на неминуемую гибель. Никакие силы человеческие не могли ее предотвратить. Одна надежда — просить помощи у святителя Николая, которого, правда, ни один из этих моряков никогда не видел, но все знали о его чудесном заступничестве. Погибающие корабельщики стали горячо молиться, — и вот святитель Николай появился на корме у руля, стал управлять кораблем и благополучно привел его в гавань.

Обращались к нему не только верующие, но и язычники, и святитель отзывался своей неизменной чудной помощью всем, искавшим ее. У спасенных им от телесных бед он возбуждал раскаяние в грехах и желание исправить свою жизнь.

Со слов святого Андрея Критского стало известно, что святитель Николай являлся к тем людям, которые были обременены разными бедствиями и страданиями. Он подавал им свою помощь, спасая от смерти: «Делами своими и добродетельной жизнью святитель Николай сиял в Мирах, как утренняя звезда среди туч, как красивый месяц в полнолунии. Он был ярко сияющим солнцем для Церкви Христовой, украшал Ее, как лилия при источнике, был для Нее миро благоуханным!».

Господь сподобил дожить Своего великого Угодника до глубокой старости. Однако наступили времена, когда он был вынужден отдать общий долг человеческого естества. Он мирно скончался 6 декабря 342 года после непродолжительной болезни, а погребен был в соборной церкви в городе Миры.

При своей жизни святитель Николай был настоящим благодетелем человеческого рода. Кроме того, он не перестал им быть и после своей кончины. Господь сподобил честное его тело нетления и особой чудотворной силы. Мощи его и по сей день источают благоуханное миро, которое обладает даром чудотворения.

После смерти Угодника Божия прошло чуть более семи сотен лет. Город Миры, как и вся Ликийская страна были разрушены сарацинами. Развалины храма и гробница святителя находились в запустении, а охраняли их лишь несколько благочестивых монахов.

Святитель Николая явился во сне одному апулийскому священнику город Бари, расположенному в южной части Италии в 1087 году, повелев ему перенести его мощи в этот город.

Пресвитеры и знатные горожане снарядили для этой цели три корабля и под видом торговцев отправились в путь. Эта предосторожность была нужна для того, чтобы усыпить бдительность венецианцев, которые, проведав о приготовлениях жителей Бари, имели намерение их опередить и привезти мощи святителя в свой город.

Баряне, окружным путем, через Египет и Палестину, заходя в порты и ведя торговлю, как простые купцы, прибыли, наконец, в Ликийскую землю. Посланные разведчики сообщили, что никакой стражи у гробницы нет и ее охраняют только четыре старика монаха. Баряне пришли в Миры, где, не зная точного местоположения гробницы, пытались подкупить монахов, предложив им триста золотых монет, однако по причине их отказа, применили силу: связали монахов и под угрозой пыток, заставили одного малодушного указать им местонахождение гробницы.

Чудесно сохранившаяся гробница белого мрамора была вскрыта. Она оказалась наполненной до краев благоуханным миром, в котором и были погружены мощи святителя. Не имея возможности взять большую и тяжелую гробницу, баряне переложили мощи в заготовленный ковчег и отправились в обратный путь.

Их путешествие продолжалось два десятка дней и ночей, и 9 мая того же года они добрались до Бари. Прибытие великой святыни сопровождалось торжественной встрече, при участии многочисленного духовенства и простого населения. Изначально мощи поместили в церковь святого Евстафия.

От них происходило множество чудес. Спустя 24 месяца была закончена и освящена нижняя часть нового храма (крипт), названного во имя Святого Николая и сооруженного специально для хранения его мощей, куда их торжественно перенесли под руководством папы Урбанова Второго 1 октября 1080 года.

Верхнюю часть храма (базилику) закончили значительно позже – 22 июня 1197 года.

Служба святителю, совершаемая в день перенесения его мощей из Мир Ликийских в Барград — 9/22 мая — была составлена в 1097 году русским православным иноком Печерской обители Григорием и русским митрополитом Ефремом.

Святая Церковь Православная чествует память святителя Николая не только 6 декабря и 9 мая, но и еженедельно, каждый четверг, особыми песнопениями.

Акафист святителю и чудотворцу Николаю,
архиепископу Мир Ликийских

Кондак 1

Возбранный Чудотворче и изрядный угодниче Христов, миру всему источаяй многоценное милости миро и неисчерпаемое чудес море, восхваляю тя любовию, Святителю Николае; ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких мя бед свободи, да зову ти: Радуйся, Николае, великий Чудотворче.

Икос 1

Ангела образом, земнаго суща естеством яви тебе всея твари Создатель; благоплодную бо доброту души твоея провидев, преблаженне Николае, научи всех вопити тебе сице: Радуйся, от утробы матерния очищенный; радуйся, даже до конца освященный. Радуйся, рождением своим родителей удививый; радуйся, силу душевную абие по рождестве явивый. Радуйся, саде земли обетования; радуйся, цвете Божественнаго саждения. Радуйся, лозо добродетельная винограда Христова; радуйся, древо чудоточное рая Иисусова. Радуйся, крине райскаго прозябения; радуйся, миро Христова благоухания. Радуйся, яко тобою отгонится рыдание; радуйся, яко тобою приносится радование. Радуйся, Николае, великий Чудотворче.

Кондак 2

Видяще твоих мир излияние, богомудре, просвещаемся душами и телесы, дивнаго тя мироточца живоносна, Николае, разумеюще: чудесы бо яко водами, благодатию Божиею изливающимися, напаяеши верно вопиющих к Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум неуразуменный вразумляя о Святей Троице, был еси в Никеи со святыми отцы поборник исповедания православныя веры: равна бо Отцу Сына исповедал еси, соприсносущна и сопрестольна, Ариа же безумнаго обличил еси. Сего ради вернии научишася воспевати тебе: Радуйся, великий благочестия столпе; радуйся, верных прибежища граде. Радуйся, твердое Православия укрепление; радуйся, честное Пресвятыя Троицы носило и похваление. Радуйся, Отцу равночестна Сына проповедавый; радуйся, Ариа возбесившагося от Собора святых отгнавый. Радуйся, отче, отцев славная красото; радуйся, всех богомудрых премудрая доброто. Радуйся, огненная словеса испущаяй; радуйся, добре стадо свое наставляяй. Радуйся, яко тобою вера утверждается; радуйся, яко тобою ересь низлагается. Радуйся, Николае, великий Чудотворче.

Кондак 3

Силою, данною ти свыше, слезу всяку отъял еси от лица люте страждущих, богоносе отче Николае: алчущим бо явился еси кормитель, в лучине морстей сущим изрядный правитель, недугующим исцеление и всем всяк помощник показался еси, вопиющим Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имеяше воистинну, отче Николае, с Небесе песнь тебе воспеваема быти, а не от земли: како бо кто от человек возможет твоея святыни величия проповедати? Но мы, любовию твоею побеждаеми, вопием ти сице: Радуйся, образе агнцев и пастырей; радуйся, святое очистилище нравов. Радуйся, добродетелей великих вместилище; радуйся, святыни чистое и честное жилище. Радуйся, светильниче всесветлый и вселюбимый; радуйся, свете златозарный и непорочный. Радуйся, достойный Ангелов собеседниче; радуйся, добрый человеков наставниче. Радуйся, правило веры благочестивыя; радуйся, образе кротости духовныя. Радуйся, яко тобою от страстей телесных избавляемся; радуйся, яко тобою сладостей духовных исполняемся. Радуйся, Николае, великий Чудотворче.

Кондак 4

Буря недоумения смущает ми ум, како достойно есть пети чудеса твоя, блаженне Николае; никтоже бо может я исчести, аще бы и многи языки имел и глаголати восхотел; но мы дивно Богу, в тебе прославляющемуся, дерзаем воспевати: Аллилуиа.

Икос 4

Слышаша, богомудре Николае, ближнии и дальнии величие чудес твоих, яко по воздуху легкими благодатными крилами навыкл еси сущих в бедах предваряти, скоро от тех избавляя всех, вопиющих к тебе таковая: Радуйся, избавление от печали; радуйся, подаяние благодати. Радуйся, нечаемых зол прогонителю; радуйся, желаемых благих насадителю. Радуйся, скорый утешителю в беде сущих; радуйся, страшный наказателю обидящих. Радуйся, чудес пучино, Богом излиянная; радуйся, закона Христова скрижали, Богописанныя. Радуйся, крепкое падающих возведение; радуйся, право стоящих утверждение. Радуйся, яко тобою всякая лесть обнажается; радуйся, яко тобою всякая истина сбывается. Радуйся, Николае, великий Чудотворче.

Кондак 5

Боготечная звезда явился еси, наставляя по морю плавающих люте, имже смерть предстояще вскоре иногда, аще не бы ты предстал еси призывающим тя в помощь, Чудотворче святый Николае; уже бо нестыдно бесом летающим и погрузити корабли хотящим запретив, отгнал еси их, верныя же научил еси спасающему тобою Богу взывати: Аллилуиа.

Икос 5

Видеша отроковицы, на брак скверный нищеты ради уготованныя, великое твое к нищим милосердие, преблаженне отче Николае, егда старцу родителю их нощию узельцы три злата таяся подал еси, самаго со дщерьми избавляя от падения греховнаго. Того ради слышиши от всех се: Радуйся, милости превеликия сокровище; радуйся, промышления о людех приятелище. Радуйся, пище и отрадо к тебе прибегающих; радуйся, хлебе неснедаемый алчущих. Радуйся, богатство, бедне живущим на земли Богом данное; радуйся, воздвижение скорое убогих. Радуйся, быстрое нищих услышание; радуйся, скорбящих приятное попечение. Радуйся, триех дев непорочный невестителю; радуйся, чистоты усердный хранителю. Радуйся, ненадежных надеяние; радуйся, всего мира наслаждение. Радуйся, Николае, великий Чудотворче.

Кондак 6

Проповедует мир весь тебе, преблаженне Николае, скораго в бедах заступника, яко многажды во едином часе по земли путешествующим и по морю плавающим, предваряя, пособствуеши, купно всех от злых сохраняя, вопиющих к Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси свет животный, избавление нося воеводам, неправедную смерть прияти имущим, тебе, добрый пастырю Николае, призывающим, егда вскоре явлься во сне цареви, устрашил еси его, сих же неврежденных отпустити повелел еси. Сего ради с ними купно и мы благодарственно вопием ти: Радуйся, усердно призывающим тя помогаяй; радуйся, от неправеднаго убиения избавляяй. Радуйся, от лестныя сохраняяй клеветы; радуйся, неправедныя разрушаяй советы. Радуйся, растерзаяй лжу яко паучину; радуйся, возношаяй славно истину. Радуйся, неповинных от уз разрешение; радуйся, и мертвецев оживление. Радуйся, проявителю правды; радуйся, помрачителю неправды. Радуйся, яко тобою неповиннии избавлены от меча; радуйся, яко тобою насладишася света. Радуйся, Николае, великий Чудотворче.

Кондак 7

Хотя богохульное еретическое отгнати злосмрадие, миро воистинну благовонное, таинственное явился еси, Николае; люди мирейския упасл еси и весь мир своим благодатным миром исполнил еси. И от нас убо богомерзкое греховное злосмрадие отжени, да благоприятно Богу вопием: Аллилуиа.

Икос 7

Новаго тя Ноя, наставника ковчега спасительнаго разумеем, отче святый Николае, бурю всех лютых разгоняющаго направлением своим, тишину же Божественную приносящаго вопиющим таковая: Радуйся, обуреваемых тихое пристанище; радуйся, утопающих известное хранилище. Радуйся, плавающих посреде пучин добрый кормчий; радуйся, треволнения морская уставляющий. Радуйся, превождение сущих в вихрех; радуйся, согреяние сущих во мразех. Радуйся, сияние, скорбный мрак разгоняющее; радуйся, светило, вся концы земли просвещающее. Радуйся, от бездны греховныя человеки избавляяй; радуйся, в бездну адскую сатану ввергаяй. Радуйся, яко тобою дерзновенно бездну милосердия Божия призываем; радуйся, яко тобою от потопа гнева избавльшеся, мир с Богом обретаем. Радуйся, Николае, великий Чудотворче.

Кондак 8

Странное чудо является притекающим к тебе, блаженне Николае, священная твоя церковь: в ней бо и малое моление приносяще, велиих недугов приемлем исцеление, аще токмо по Бозе упование на тя возложим, верно вопиюще: Аллилуиа.

Икос 8

Весь еси всем воистинну помощник, богоносе Николае, и собрал еси вкупе вся прибегающия к тебе, яко свободителъ, питатель и врач скорый всем земным, на похвалу всех подвизая вопити к тебе сице: Радуйся, всяких исцелений источниче; радуйся, люте страждущим помощниче. Радуйся, заре, сияющая в нощи греховной блуждающим; радуйся, росо неботочная в знои трудов сущим. Радуйся, подаваяй требующим благостроение; радуйся, уготовляяй просящим изобилие. Радуйся, многажды прошение предваряяй; радуйся, старым сединам силу обновляяй. Радуйся, многих заблуждших от пути истиннаго обличителю; радуйся, таин Божиих верный служителю. Радуйся, яко тобою зависть попираем; радуйся, яко тобою благонравное житие исправляем. Радуйся, Николае, великий Чудотворче.

Кондак 9

Всякия утоли болезни, великий наш заступниче Николае, растворяя благодатная врачевания, услаждающая души наша, сердца же веселящая всех усердно к помощи твоей притекающих, Богу же вопиющих: Аллилуиа.

Икос 9

Ветия суемудренныя нечестивых видим тобою посрамленныя, богомудре отче Николае: Ариа бо хульника, разделяюща Божество, и Савеллиа, смешающа Святую Троицу, препрел, нас же во Православии укрепил еси. Сего ради вопием ти сице: Радуйся, щите, защищаяй благочестие; радуйся, мечу, посекаяй злочестие. Радуйся, учителю Божественных велений; радуйся, губителю богопротивных учений. Радуйся, лествице, Богом утвержденная, еюже восходим к небеси; радуйся, покрове, Богом зданный, имже покрываются мнози. Радуйся, немудрых умудривый твоими словесы; радуйся, ленивых подвигнувый твоими нравы. Радуйся, светлосте заповедей Божиих неугасимая; радуйся, луче оправданий Господних пресветлая. Радуйся, яко учением твоим сокрушаются еретическия главы; радуйся, яко тобою вернии сподобляются славы. Радуйся, Николае, великий Чудотворче.

Кондак 10

Спасти хотя душу, плоть твою духови покорил еси воистинну, отче наш Николае: молчаньми бо прежде и бореньми с помыслы, деянию богомыслие приложил еси, богомыслием же разум совершен стяжал еси, имже дерзновенно с Богом и Ангелы беседовал еси, всегда вопиющи: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси похваляющим, преблаженне, чудеса твоя и всем к заступлению твоему прибегающим; темже и нас, в добродетели убогих, от нищеты, напасти, недугов и нужд различных свобождай, вопиющих ти с любовию таковая: Радуйся, от убожества вечнаго изымаяй; радуйся, богатство нетленное подаваяй. Радуйся, брашно негиблющее алчущим правды; радуйся, питие неисчерпаемое жаждущим жизни. Радуйся, от мятежа и брани соблюдаяй; радуйся, от уз и пленения свобождаяй. Радуйся, преславный в бедах заступниче; радуйся, превеликий в напастех защитниче. Радуйся, многих от погибели исхитивый; радуйся, безчисленных неврежденно сохранивый. Радуйся, яко тобою лютыя смерти грешнии избегают; радуйся, яко тобою Жизнь Вечную кающиися получают. Радуйся, Николае, великий Чудотворче.

Кондак 11

Пение Пресвятей Троице паче иных принесл еси, преблаженне Николае, умом, словом и делом: многим бо испытанием правоверная повеления уяснил еси, верою, надеждою и любовию наставляя нас в Троице Единому Богу воспевати: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарную лучу во мраце жития сущим неугасимую видим тя, Богом избрание отче Николае: с невещественными бо ангельскими светы беседуеши о несозданном Троическом свете, верных же души просвещавши, вопиющих ти таковая: Радуйся, озарение Трисолнечнаго света; радуйся, деннице незаходимаго солнца. Радуйся, свеще, Божественным пламенем возжженная; радуйся, яко угасил еси бесовский пламень нечестия. Радуйся, светлое правоверия проповедание; радуйся, доброзрачное света евангельскаго сияние. Радуйся, молние, ереси пожигающая; радуйся, громе, устрашающий соблазняющия. Радуйся, истиннаго научителю разума; радуйся, таинственнаго изъявителю ума. Радуйся, яко тобою попрася поклонение твари; радуйся, яко тобою научихомся поклонятися Творцу в Троице. Радуйся, Николае, великий Чудотворче.

Кондак 12

Благодать, данную ти от Бога, сведущии, радующеся твою память празднуем по долгу, преславный отче Николае, и к чудному заступлению твоему вседушно притекаем; преславных же твоих деяний, яко песка морскаго и множества звезднаго исчести не могуще, недоумением объяти бывше, вопием к Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще твоя чудеса, восхваляем тя, всехвальне Николае: в тебе бо Бог, в Троице прославляемый, дивно прославися. Но аще и попремногу составленныя от души псалмы и песни приносим ти, Чудотворче святый, ничтоже творим равно дарованию чудес твоих, имже удивляющеся, вопием к тебе таковая: Радуйся, Царя царствующих и Господа господствующих служителю; радуйся, служителей Его небесных сожителю. Радуйся, людем верным поможение; радуйся, рода христианскаго возвышение. Радуйся, победы тезоименитый; радуйся, венченосче нарочитый. Радуйся, всех добродетелей зерцало; радуйся, всех притекающих к тебе крепкое забрало. Радуйся, по Бозе и Богородице все наше упование; радуйся, телес наших здравие и душ спасение. Радуйся, яко тобою от вечныя смерти свобождаемся; радуйся, яко тобою безконечныя жизни сподобляемся. Радуйся, Николае, великий Чудотворче.

Кондак 13

О пресвятый и пречудный отче Николае, утешение всех скорбящих, нынешнее наше приими приношение и от геенны избавитися нам Господа умоли богоприятным твоим ходатайством, да с тобою воспеваем: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитвы святителю и чудотворцу Николаю архиепископу Мир Ликийских

Молитва первая

О добрый наш пастырю и богомудрый наставниче, святителю Христов Николае! Услыши нас грешных, молящихся тебе и призывающих в помощь скорое предстательство твое; виждь нас немощных, отвсюду уловляемых, всякаго блага лишенных и умом от малодушия помраченных; потщися, угодниче Божий, не оставити нас в греховнем плену быти, да не будем в радость врагом нашим и не умрем в лукавых деяниих наших. Моли о нас недостойных Содетеля нашего и Владыку, ему же ты со безплотными лики предстоиши: милостива к нам сотвори Бога нашего в нынешнем житии и в будущем веце, да не воздаст нам по делом нашим и по нечистоте сердец наших, но по своей благости воздаст нам. На твое бо ходатайство уповающе, твоим предстательством хвалимся, твое заступление на помощь призываем, и ко пресвятому образу твоему припадающе, помощи просим: избави нас, угодниче Христов, от зол находящих на нас, и укроти волны страстей и бед возстающих на нас, да ради святых твоих молитв не обымет нас напасть и не погрязнем в пучине греховней и в тине страстей наших. Моли, святителю Христов Николае, Христа Бога нашего, да подаст нам мирное житие и оставление грехов, душам же нашим спасение и велию милость, ныне и присно и во веки веков.

Молитва вторая

О великий заступниче, архиерею Божий, Николае преблаженне, иже подсолнечную осиявый чудесы, призывающим же тя скорый услышатель являйяся, ихже присно предваряеши и спасаеши, и избавляеши, и от бед всяческих изъимаеши, от Бога данною ти чудес и даров благодатию! Услыши мя недостойнаго, с верою тя призывающа и молебное тебе приносяща пение; тебе бо ходатая на умоление ко Христу предлагаю. О пресловущий в чудесех, святителем высото! яко имеяй дерзновение, скоро Владыце предстани, и преподобнии свои руце молебне к Нему простри о мне грешнем, и от Него щедроты благости подаждь ми, и приими мя в свое заступление, и от всех бед и зол мя избави, от нашествия врагов видимых и невидимых свобождая, и тех всех наветы и злохитрства погубляя, и борющих мя во всей жизни моей отражая; прегрешением же моим прощение испроси, и спасена мя Христу представи и Царствия Небеснаго сподоби улучити за множество того человеколюбия, емуже подобает всяка слава, честь и поклонение, со безначальным его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков.

Молитва третья

О всехвальный, великий чудотворче, святителю Христов, отче Николае! Молим тя, буди надежда всех христиан, верных защититель, алчущих кормитель, плачущих веселие, болящих врач, по морю плавающих управитель, убогих и сирых питатель и всем скорый помощник и покровитель, да мирное зде поживем житие и да сподобимся видети славу избранных Божиих на небеси и с ними непрестанно воспевати Единаго в Троице покланяемого Бога во веки веков.

Молитва четвертая

О всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче! Помози ми, грешному и унылому, в настоящем сем житии, умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми, окаянному, умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечнаго мучения, да всегда прославляю Отца и Сына и Святаго Духа и твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва пятая

О, всеблагий отче Николае, пастырю и учителю всех верою притекающих к твоему заступлению и теплою молитвою тебе призывающих! Скоро потщися и избави Христово стадо от волков, губящих е; и всякую страну христианскую огради и сохрани святыми твоими молитвами, от мирскаго мятежа, труса, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани, от глада, потопа, огня и напрасныя смерти; и якоже помиловал еси триех мужей в темнице сидящих и избавил еси их царева гнева и посечения мечнаго, тако помилуй и мене, умом, словом и делом во тьме грехов суща, избави мя гнева Божия и вечныя казни, яко да твоим ходатайством и помощию. Своим же милосердием и благодатию Христос Бог тихое и безгрешное житие даст ми пожити в веце сем и избавит мя шуияго стояния, сподобит же деснаго со всеми святыми. Аминь.

Молитва шестая

О, всехвальный и всечестный архиерею, великий чудотворче, святителю Христов, отче Николае, человече Божий, и верный рабе, мужу желаний, сосуде избранный, крепкий столпе церковный, светильниче пресветлый, звездо осиявающая и освещающая всю вселенную, ты еси праведник, яко финикс процветший, насажденный во дворех Господа своего: живый в Мирех, миром благоухал еси, и миро приснотекущее благодати Божия источаеши. Твоим шествием, пресвятый отче, море освятися, егда многочудесныя твоя мощи шествоваху во град Барский, от востока до запада хвалити имя Господне. О, преизящный и предивный чудотворче, скорый помощниче, теплый заступниче, пастырю предобрый, спасающий словесное стадо от всяких бед, тебе прославляем и тебе величаем, яко надежду всех христиан, источника чудес, защитителя верных, премудраго учителю, алчущих кормителю, плачущих веселие, нагих одеяние, болящих врача, по морю плавающих управителя, пленников свободителя, вдов и сирот питателя и заступника, целомудрия хранителя, младенцев кроткаго наказателя, старых укрепление, постников наставника, труждающихся упокоение, нищих и убогих изобильное богатство. Услыши нас, молящихся тебе и прибегающих под кров твой, яви предстательство твое о нас к Вышнему и исходатайствуй твоими Богоприятными молитвами вся полезная ко спасению душ и телес наших: сохрани святую обитель сию (или: храм сей), всякий град и весь, и всякую страну христианскую, и люди живущыя, от всякого озлобления помощию твоею: вемы бо, вемы, яко много может молитва праведнаго, поспешествующая во благое: тебе же праведнаго по преблагословенней Деве Марии, предстателя ко Всемилостивому Богу имамы, и к твоему, преблагий отче, теплому ходатайству и заступлению смиренно притекаем: ты нас соблюди яко бодрый и добрый пастырь, от всяких врагов, губительства, труса, града, глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников, и во всяких бедах и скорбех наших подавай нам руку помощи и отверзи двери милосердия Божия; понеже недостойны есмы зрети высоту небесную, от множества неправд наших: связани есмы узами греховными, и николиже воли Создателя нашего сотворихом, ни сохранихом повелений Его. Тем же преклоняем колена сокрушенна и смиренна сердца нашего к Зиждителю своему, и твоего отеческаго заступления к нему просим: помози нам, угодниче Божий, да не погибнем со беззаконии нашими, избави нас от всякого зла, и от всякие вещи сопротивныя, управи ум наш, и укрепи сердце наше в правой вере, в ней же твоим предстательством и ходатайством, ни ранами, ни прещением, ни мором, ни коим гневом от Создателя своего умалени будем, но мирное зде поживем житие, и да сподобимся видети благая на земли живых, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, единаго в Троице славимаго и поклоняемаго Бога, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.


Свято-Никольский Клобуков женский монастырь:

Адрес обители для почтового перевода и паломничеств:
171600, Тверская обл., г. Кашин, ул. Смычка, 14,
Свято-Никольский Клобуков монастырь,
монахине Анне (Топорковой Юлии Ефимовне.)
тел. монастыря: 8 (08234) 23500


На хороших условиях ограждение лестниц общественных зданий всем и каждому.